Волга Ньюс, Самара,
12 декабря 2014 г.
Выплаты за ремонт авто теперь можно проверить самостоятельно 2088 просмотров
Споры между страховщиками и автовладельцами о сумме выплат за ремонт поврежденного автомобиля, застрахованного по ОСАГО, возникают довольно часто и иногда доходят до судебных разбирательств. Однако в октябре этого года Банк России утвердил единую методику определения расходов на ремонт автомобилей а также правила проведения независимой экспертизы. Выясним, станет ли новая схема расчетов более понятной и выгодной для автомобилистов.
Споров станет меньше?
Нормативные акты, устанавливающие новый порядок возмещения ущерба поврежденного в ДТП автомобиля в рамках ОСАГО регулятор утвердил 17 октября. До этого стоимость ремонта страховая компания определяла после проведения собственной экспертизы разбитой машины. Если страховщик и пострадавший не могли договориться о цене, назначалась независимая экспертиза. Если и этот вариант не устраивал стороны, автовладелец мог обратится в суд, который назначал уже экспертизу судебную. «Порядка 90% судебных исков к страховщикам возникают по автострахованию, преимущественно по ОСАГО», – приводит данные начальник отдела методологии ОАО «Согаз» Юрий Горцакалян. Отметим, что с момента введения ОСАГО на рынке применялось около пяти методик расчета ущерба пострадавших автомобилей. Кроме того, в судах рассматриваются и наряд-заказы, и счета за уже выполненный ремонт от станций технического обслуживания. В результате, по словам владельца агентства Олега Кокорева, на рынке сложилась практика, когда одна сторона (страховая компания) с помощью кэптивной оценочной компании обосновывает выплату ниже среднерыночных расходов на восстановление, а другая сторона – владелец пострадавшей машины с помощью автоюристов и их партнерской оценочной компании обосновывает значительно более высокую стоимость ремонта. «Изначально практика урезания выплат в ОСАГО была внедрена самими страховщиками во время предыдущего кризиса 2008-2009 годов, но краткосрочная выгода от такого подхода привела к устойчивому снижению рентабельности рынка из-за более высоких выплат по судебным спорам, - поясняет эксперт. - Суды, которые в 90% случаев встают на сторону автолюбителей, на основании норм закона о защите прав потребителей дополнительно взыскивают с страховщиков пени за просрочку выплаты и штраф до 50% от суммы иска. Поэтому сегодня страховщики, настаивая на дальнейшем увеличении стоимости автогражданки, в первую очередь жалуются именно на рост судебных издержек. После внедрения единой методики массовые конфликты по размеру возмещения в ОСАГО должны уйти в прошлое».
Единая система расчета
Теперь в распоряжении страховщиков, экспертов-оценщиков и автолюбителей появился единый документ, где записаны правила осмотра кузова, лакокрасочного покрытия, типовые повреждения, формулы расчета стоимости ремонта, степень износа запчастей (не более 50% для подержанных машин), определения цены автомобиля до аварии и работ по восстановлению. Вместе с этим эксперты обязаны руководствоваться справочниками цен на запчасти, материалы и нормо-часы в различных регионах (всего более 80 млн позиций по наиболее распространенным маркам). Для этого вся территория страны поделена на 12 экономических районов, в каждом из которых будет применяться собственное ценообразование. В документ не попали данные о ценах для машин старше 2002 года: для них эксперты будут высчитывать среднюю стоимость самостоятельно, анализируя рынок (минимум по трем предложениям, например, в интернет-магазине). С 1 декабря такой справочник, зарегистрированный в Роспатенте, Российский союз автостраховщиков распространил среди участников рынка и опубликовал в открытом доступе для граждан на своем сайте, чтобы таким образом они смогли сверять и контролировать сумму выплат. Впрочем, как отмечает заместитель директора департамента урегулирования убытков розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Кирилл Сковородко, в настоящий момент полноценный доступ к справочникам имеется только у страховых компаний - через программы расчета стоимости ремонта. Частные лица смогут осуществить только контрольную проверку стоимости некоторых деталей на сайте РСА.
В чем выгода автовладельца?
Пожалуй, главная выгода автомобилиста от введения единой методики расчета ущерба в том, что она позволяет сверить размер страховой выплаты и понять, не занизила ли ее страховая компания. «Так как правила являются едиными, как для страховых организаций, так и для независимых экспертиз и судебных экспертов, это поможет избежать применения различных подходов при расчете возмещения и возможных конфликтов между клиентами и страховыми компания», - считает вице-президент Дивизиона «Поволжье» Группы Ренессанс страхование Александр Авакянц. По словам Олега Кокорева, еще одним плюс новой методики в том, что она не предполагает отказа страховщика ОСАГО в оплате покраски элемента кузова или бампера, если они на момент страхового случая уже имели мелкие повреждения не более 25% от площади данного элемента. «Если судьи начнут использовать эту норму в спорах в ОСАГО, то в течение 2015 года появятся прецеденты и в спорах по КАСКО, - считает эксперт. - Автовладельцы смогут не обращаться по мелким царапинам, зная что их автомобиль полноценно, а не частично застрахован даже в поцарапанном состоянии. А какая экономия времени! Сегодня страховщики даже по мелким повреждениям в основном не платят клиентам возмещение наличными, а безальтернативно дают направления на восстановительный ремонт на аккредитованные СТО. А там потери времени идут не на дни, а на месяцы».
В тестовом режиме
Как поясняют в страховых компаниях, практическое использование новой методики только началось. Сегодня закончены лишь тестовые проверки. «В связи с тем, что система только введена, пока сложно оценить необходимость каких-либо корректировок, в том числе на региональном уровне, - поясняет Кирилл Сковородко. - Однако уже сейчас можно сказать, что ценовые справочники позволяют производить расчет только по самым распространенным автомобильным маркам и моделям. Все новое требует практической апробации и корректировке по ее результатам. В автомобилестроении есть такой термин – «доводка». Такая доводка, разумеется, требуется и новой методике». Как отмечает Александр Авакянц, в процессе работы в новой методике выявляются некоторые недочеты, но активное применение справочников поможет оперативно их устранить. И все же с учетом меняющейся рыночной ситуации: изменения расценок на детали и стоимости нормо-часов и пр. – справочники потребуют определенной корректировки.
Олег Кокорев, владелец страхового агентства «Страховой советник Кокорев»:
- С 1 декабря и страховщики, и оценщики начали применять единую методику расчета ущерба, но она может оказаться долгожданным, выстраданным, но все же мертворожденным ребенком. В единой методике заложено 80 млн нормативов запчастей. Все в рублях и по состоянию цен на конец августа. Разница в расчетах по предусмотренной новой редакцией закона об ОСАГО единой методикой и реальными ценами на возмещение ущерба уже может быть значительной и будет постоянно расти, вместе с девальвацией рубля. А это значит, что вместо охлаждения судебной войны пострадавших и страховщиков по ОСАГО нас ждет новое обострение конфликта. И авто- юристы получат еще больше заказов.
Юрий Горцакалян, начальник отдела методологии ОАО «Согаз»:
- Введение единой методики определения расходов на ремонт автомобилей и правил проведения независимой экспертизы в рамках ОСАГО, утвержденных Банком России, на мой взгляд, заметно разгрузит суды. В единой методике определены правила осмотра кузова, лакокрасочного покрытия, типовые повреждения, формулы расчета стоимости ремонта, износа запчастей и т.п., на основании которых будет определена сумма возмещения, справедливо рассчитанная в соответствии с законом. Поэтому с вступлением в силу документа, которое страховое сообщество ждало более десяти лет, судебных споров наверняка станет заметно меньше.
Стоимость запчастей и сервисных работ в Поволжском регионе для автомобилей Lada (нормочас — 510 рублей)*
Деталь/цена
|
Granta
|
Largus
|
Стекло ветровое
|
3 468 рублей
|
8910 рублей
|
Дверь передняя правая
|
7 708 рублей
|
9 503,4 рубля
|
Блок фара правая
|
5202 рубля
|
3 996 рублей
|
Капот
|
3 290 рублей
|
8 831,3 рубля
|
*Источник — Российский союз автостраховщиков.
Юлия КОРНИЛОВА
Вся пресса за 12 декабря 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
|
Ульяновская правда, 17 января 2025 г.
В областном центре задержали группу автоподставщиков
|
|
БК55, Омск, 17 января 2025 г.
Стали известны регионы с самыми агрессивными водителями
|
|
Вечерний Петербург, 17 января 2025 г.
Две трети петербуржцев регулярно сталкиваются с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|